Подписывайся прямо сейчас

Задайте ваш вопрос

Трудности перевоза: в России могут упразднить страхование ответственности экспедиторов

Главная » Новости » Трудности перевоза: в России могут упразднить страхование ответственности экспедиторов
06 Августа 2017

Как стало известно RT, в Госдуме обсудят возможность внесения законодательных поправок, запрещающих страхование экспедиторской ответственности перевозчиков грузов. В России все логистические и транспортные компании ежегодно тратят на этот вид страхования миллиарды рублей. Однако при наступлении обстоятельств, прописанных в полисах, компенсации им не выплачиваются из-за пробелов в законодательстве. RT разбирался, как сделать так, чтобы потребители не оказывались крайними в сложившейся ситуации.

В Госдуме могут быть подготовлены поправки в федеральное законодательство, которые избавят все российские логистические и транспортные компании от необходимости тратить миллиарды рублей на страхование экспедиторской ответственности. Причём ситуация с этим видом ответственности такова, что, когда наступает страховой случай, получить выплаты оказывается практически невозможно.

С идеей упразднения этого вида страхования в нижнюю палату парламента обратился один из представителей российского рынка грузоперевозок — компания Traft. В Госдуме каналу RT заявили, что депутаты отреагируют на инициативу и до конца месяца планируют обсудить проблему с представителями Центробанка и Министерства финансов.

Ответственность и расплата.
«С 2015 года, когда начались реформы по ужесточению финансовой дисциплины у отечественного бизнеса, большинство частных и государственных российских компаний стали ещё более настойчиво требовать, чтобы у перевозчиков их грузов были полисы страхования экспедиторской ответственности, — пояснил RT исполнительный директор компании Traft Артур Мурадян. — Владельцы грузов объясняют это правило требованиями внутреннего регламента компаний по документам. В итоге на практике заключить договор на перевозку экспедитор без этого полиса не может и идёт покупать его в страховую компанию».

Коллизия, по словам собеседника RT, заключается в том, что сама продажа таких полисов фактически противоречит нормам закона, а страховые компании при наступлении страхового случая, как правило, отказываются выплачивать компенсации.

«Страховщики охотно продают такие полисы, получая солидные премии, но при наступлении страхового случая отказывают в выплатах, ссылаясь на часть 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ, — отметил представитель компании-грузоперевозчика. — В статье указано, что страхование ответственности по договору допускается только в предусмотренных законом случаях. Однако законодательством РФ об автомобильных перевозках возможность страхования ответственности перевозчика по договору не предусмотрена».

По словам Мурадяна, «получается, что страховщикам заведомо известно, что при наступлении страхового случая они могут на законных основаниях отказать в компенсации. В итоге перевозчики теряют деньги как на приобретение полисов, так и в случае, если с грузом что-то произошло».

Затраты на такое вынужденное страхование ответственности для любого из крупных игроков на рынке могут составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов в год. В компании Traft говорят о расходах в размере 700 тыс. рублей в год.

Фирмы, работающие в отрасли, отмечают, что на этот вид страхования экспедиторы и перевозчики в России тратят около 5-7% от стоимости доставки заказа.

«Единственным способом решения патовой ситуации является введение в федеральное законодательство нормы, прямо запрещающей страхование договорной ответственности между перевозчиком или логистической компанией и их клиентом. Мы просим Госдуму инициировать обсуждение таких поправок», — резюмирует Мурадян.

После обращения со стороны бизнес-сообщества в нижней палате начали изучать проблему, сообщил RT председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.