Нелепости в законодательстве о перевозках грузов необходимо устранить
В Госдуме состоялось совещание по вопросам выполнения поручений председателя правительства Дмитрия Медведева от 25 марта 2017 года, сформированных по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок. Насколько удовлетворены автоперевозчики обещаниями чиновников? Об этом – наша беседа с президентом общественной организации «Ассоциация Грузавтотранс» Владимиром Матягиным. Вопросы есть – где ответы на них?
– Владимир Васильевич, совещание было проведено по инициативе «Ассоциации «Грузавтотранс». Что было на нем решено? – Участники встречи были вынуждены признать, что на данный момент лишь 20% из 12 поручений Д. Медведева исполнены. В основном те, что связаны с работой системы взимания платы «Платон» в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В итоге председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев взял выполнение всех пунктов поручений под свой контроль. Считаю главным достижением то, что по большинству пунктов в ходе встречи были обозначены сроки решения причастными министерствами. Они должны представить более детальные предложения по реализации оставшихся поручений.
– Какие вопросы волнуют автоперевозчиков прежде всего? – Это вопросы внесения изменений в российское законодательство по поводу работы штраф-стоянок для грузовиков. Самое главное – принять регламент, в котором четко будет указано их оснащение. Во-первых, на них должны быть весы, соответствующие ГОСТу, и площадка для устранения выявленных при весогабаритном контроле на автодорогах нарушений. Сейчас на автодорогах устанавливают рамки с автоматической фиксацией веса и нагрузки на ось. Но эти измерения имеют высокую погрешность. Поэтому при подозрении перевеса машину следует отправлять на штраф-стоянку, где ее должны взвесить. Затем, после того как водитель получит доказательство допущенного им нарушения правил перевозок грузов, он должен иметь возможность выехать со штраф-стоянки без нарушений. На данный момент, когда груженую машину заберут обратно, она выедет на трассу в том же самом виде, в каком на нее и попала. И на первом же посту грузовик могут вернуть на штраф-стоянку. Получается сказка про белого бычка. Это говорит о неправильной регламентации процедур.
Непорядок на штраф-стоянках
– Однако машину могут отправить на штраф-стоянку и по причине технической неисправности, если признают, например, что у нее какие-то неполадки с рулем или тормозами. Как быть в этом случае? – Не вижу опять-таки смысла в этом: или на штраф-стоянке тогда должна быть оборудована еще и ремонтная зона, или на контрольном пункте должны выписать направление на ближайшую станцию технического обслуживания. Если транспортное средство само не может туда добраться, то необходимо позаботиться об эвакуации туда. Иначе опять-таки повторится выше описанная ситуация. – Согласны ли автоперевозчики с процедурами выписывания штрафов? – Нет. Сейчас законодательство ориентировано на то, чтобы всю ответственность возложить на автоперевозчиков. Между тем, отправитель (получатель) груза нередко организует погрузку таким образом, чтобы машина взяла как можно больше продукции. А если водитель отказывается выезжать с перевесом, то ему непрозрачно намекают, что в следующий раз найдут более сговорчивого исполнителя. Однако при проверках штраф получает автоперевозчик. И ему очень сложно доказать, что погрузка была проведена с нарушением со стороны грузоотправителя. Все убытки ложатся на автоперевозчика. Таким образом законодательство поощряет недобросовестную конкуренцию. Штрафы для автоперевозчиков следует уменьшить. Но при этом выписывать большие штрафы отправителям (получателям) грузов.
Кто ответит за перевес?
– Какие недостатки Вы видите при процедурах весогабаритного контроля? – Автоматическая фиксация весогабаритных параметров не позволяет на 100% идентифицировать нарушения. Кроме того, такой способ контроля противоречит п. 8 приказа 125 Минтранса РФ, где сказано, что после фотофиксации перевеса или превышения нагрузки на ось транспортное средство должно быть направлено на взвешивание. Каким образом водитель может быть оповещен об этом? На рамках должно быть информационное табло. Фиксируется нарушение – водитель получает сигнал о том, что должен пройти взвешивание. И на дороге должна быть предусмотрена площадка, на которой он должен устранить недостаток. При перевесе – снять излишек груза. А при перегрузке на ось – может оказаться достаточным просто перераспределить груз в кузове. Главное – водитель должен получить возможность двигаться по автодороге дальше без нарушений. Сейчас процедуры весогабаритного контроля недостаточно отрегулированы. Поэтому суды завалены обращениями автоперевозчиков. Например, только в Костромской области подано свыше трех сотен апелляций. Это же не нормальная ситуация. – На что еще следует обратить внимание при совершенствовании контроля на автодорогах? – Надо привести в порядок существующее законодательство. Нередко законы, регулирующие работу автоперевозчиков, принимали без согласования с участниками рынка. Или проводили его формально. В результате нормативные акты содержат нестыковки. Есть почти анекдотические эпизоды. Например, в приказе Минтранса №248 есть ссылка на то, что ответственность за перевес машины несет погрузчик. Но такого участника рынка перевозок не существует. Погрузчик – это подъемно-транспортное оборудование. Как можно исполнить на практике требования с подобными нелепостями в документах? Об этом, кстати, тоже говорилось в поручениях председателя правительства РФ.