Услуги
Подписывайся прямо сейчас
Задайте ваш вопрос
Водительские права привяжут к языку
14 Июля 2017
В России разрешат работать по водительским удостоверениям тех стран, где русский язык имеет статус государственного. Обладатели таких документов смогут работать в сфере автоперевозок без прохождения экзаменов в автошколах и получения прав российского образца. К таковым ранее отнесли Белоруссию, а теперь и Киргизию. Норма вступит в силу в ближайшее время. Остальным же придется переучиваться, и никаких поблажек водителям-мигрантам ждать не стоит.
После запрета на использование водительских прав иностранного образца при осуществлении профессиональной деятельности в России в Госдуме решили пойти навстречу странам, где русский язык признан на государственном уровне.
Так, в среду, 12 июля, в Госдуме во втором чтении приняты поправки к соответствующему законопроекту с тем, чтобы позволить не только гражданам Белоруссии, но и Киргизии работать с национальными водительскими правами.
Тем самым приезжих водителей избавят от необходимости проходить обучение в России и сдавать здесь экзамены.
Как рассказал «Газете.Ru» первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков,
поблажка коснется только тех стран, где согласно конституции русский язык является государственным. «К таковым и относятся Белоруссия и Киргизия, — сказал Лысаков. — Всем остальным придется переучиваться. Закон уже вступил в силу, и никто его отменять или продлевать переходный период не будет».
Источник в Госдуме пояснил «Газете.Ru», что ранее в правительство уже поступали обращения с просьбой сделать исключения для белорусов, которые признают российские права и, кроме того, являются членами Таможенного союза, Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«В итоге было принято решение сделать так, чтобы
национальные водительские права для профессиональных целей могли использовать не только белорусы, но и обладатели национальных прав тех стран, которые признают русский язык на государственном уровне.
К таковым, например, относится Киргизия, поскольку у них русский язык признан официально. Таким решением мы заодно простимулируем и другие бывшие советские республики, чтобы те поощряли и признавали русский язык и не ущемляли наших соотечественников, как это происходит в некоторых из них. То есть суть этой поправки в том, чтобы разрешить жителям стран, где русский язык закреплен в конституции, работать в России со своими национальными правами. Остальные должны менять», — рассказал собеседник.
В поддержку жителей Киргизии в этом вопросе выступал и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он отмечал, что Киргизия и Белоруссия — единственные на постсоветском пространстве страны, в конституциях которых русский язык закреплен как официальный. «Киргизы учат русский язык в школах и вузах, а знание русского языка является для водителей очень важным фактором», — заявлял Володин «Парламентской газете».
Как, в свою очередь, уточнил Лысаков, после вступления 1 июня в силу закона, запрещающего мигрантам без российских прав работать профессиональными водителями, серьезные проблемы возникли, в частности, в сфере пассажирских автоперевозок: «Проблемы возникли во всех крупных городах, которые традиционно привлекают гастарбайтеров. В одной только Москве половина водителей — иностранцы. Конечно, это не только киргизы, есть и таджики, и армяне — все, кто угодно. Нелегко пришлось не только таксистам, но и водителям общественного транспорта, на котором традиционно работает много жителей соседних государств, поскольку у них на родине низкие зарплаты, были сложности в пассажирских и грузоперевозках».
По словам Лысакова, в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции не оказалось требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок. «Мы изначально говорили, что будут проблемы с потоком желающих переобучиться, однако теперь, когда получать российские права не придется представителям двух союзных республик, этот вопрос будет решен», — сказал депутат.
Лысаков уверен, что законопроект будет принят после третьего чтения, которое состоится 14 июля, и вступит в силу в ближайшее время.
В свою очередь, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил «Газете.Ru», что теперь создается ситуация, когда все принятые шаги по запрету неквалифицированным водителям работать в России откатываются назад.
«Мы считаем, что наличие нормы о том, что русский язык в той или иной стране признается на уровне государства, вовсе не гарантирует знания ПДД, — сказал Нилов «Газете.Ru». — Далеко не факт, что русский язык там действительно изучают везде, ну а ПДД в России постоянно меняются и совершенствуются. Для этого изначально и вводился документ — чтобы водители знали ПДД России. Я был в Киргизии — в Бишкеке действительно хорошо говорят по-русски, но за его пределами молодежь этого языка не знает. Да и в целом ссылка на знание языка некорректна, нужно знать ПДД, уметь не просто водить автомобиль, а ориентироваться в больших городах. После введения ограничений начались жалобы. Оно и неудивительно: в автохозяйствах принимали на работу людей, которые сейчас просто не могут сдать ПДД — они не понимают теории, не справляются с практикой».
По мнению Нилова, процесс «отката назад» будет продолжаться и о переменах заговорят только после новых резонансных ДТП.
Напомним, что запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав, вступил в силу 1 июня 2017 года. Поправки были приняты еще в 2013 году, но с тех пор их внедрение неоднократно переносилось. Закон обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.
Уже 16 июня глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому граждане Белоруссии могут не получать водительские документы российского образца.
Между тем ряд экспертов считает, что теперь получить послабления вслед за Белоруссией и Киргизией захотят и другие страны постсоветского пространства.